3. Качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия).
Мониторинг проведен на основании анализа информации, размещенной на официальных сайтах дошкольных образовательных организаций и информации, представленной каждой дошкольной образовательной организацией.
3.1. Обеспеченность ДОО педагогическими кадрами.
Мониторинг показал, что муниципальные дошкольные образовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования на 86,7 % укомплектованы квалифицированными педагогическими кадрами.
Образовательный процесс осуществляют 242 педагога, из них:
- старший воспитатель – 10 чел;
- воспитатели – 188 чел.;
- учитель-логопед –15 чел.;
- музыкальный руководитель- 21 чел.;
- педагог-психолог - 8 чел.;
3.2. Обеспеченность ДОО учебно-вспомогательным персоналом.
В образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования с осуществлением присмотра и ухода в штатных расписаниях предусмотрены должности учебно-вспомогательного персонала. В образовательных учреждениях работают 140 помощников воспитателей, укомплектованность составляет 92,7 %.
3.3. Наличие первой квалификационной категории у педагогических работников.
Педагогов с первой квалификационной категорией- 81 чел., что составляет 33,5%.
3.4. Наличие высшей квалификационной категории у педагогических работников.
Педагогов с высшей квалификационной категорией-111 чел., что составляет 46% от общего числа педагогических работников ДОО.
3.5. Своевременность получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогическими работниками и руководителем ДОО.
Методической службой отдела образования созданы условия для профессионального роста педагогических работников. В соответствии с планом повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, планом аттестации педагогических кадров педагоги повышают уровень своего профессионального мастерства посредством самообразования и повышения квалификации. В целом, 262 руководителя и педагогических работников ДОО (100%) в течение 3-х лет прошли курсы повышения квалификации.
3.6. Наличие у педагогических работников высшего образования (по профилю деятельности).
Педагогических работников с высшим образованием- 82 чел., что составляет 34,%.
3.7. Нагрузка на педагогов.
Проведенный анализ представленной образовательными учреждениями информации показал, что максимальная нагрузка на 1 педагогического работника в дошкольных образовательных организациях города составляет по состоянию на 17.06.2021 19 чел., минимальная нагрузка -11 чел. Среднее значение составляет 15 человек на одного педагогического работника.
Развивающая предметно-пространственная среда.
Мониторинг проведен на основании анализа представленной образовательными учреждениями информации.
3.8. Содержательная насыщенность среды-в 16-ти образовательных учреждениях (80%).
3.9. Трансформируемость пространства- создана в 18 образовательных учреждениях (90%).
3.10. Полифункциональность материалов- в 20 образовательных учреждениях (100%).
3.11. Вариативность среды- в 18 образовательных учреждениях (90%).
3.12. Доступность среды- 100%.
3.13. Безопасность предметно-пространственной среды - в 20 образовательных учреждениях (100%).
Развивающая предметно-пространственная среда в образовательных учреждениях организована в виде разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающего материала. Образовательная среда создана с учетом возрастных особенностей детей. В каждой возрастной группе созданы уголки, которые содержат в себе познавательный и развивающих материал в соответствии с возрастом детей: ролевых игр, книжный, настольно-печатных игр, природы, игровой, художественного творчества.
Мебель и игровое оборудование подобраны с учетом санитарных и психолого- педагогических требований. В группах созданы условия для самостоятельной, художественной, творческой, театрализованной, двигательной деятельности.
Игровые площадки соответствует гигиеническим требованиям и обеспечивает удовлетворение потребностей детей в движении и развитии.. На игровых площадках имеется игровое оборудование для обеспечения двигательной активности, для сюжетно-ролевых игр.
Психолого-педагогические условия.
3.14. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки.
3.15. Поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
3.16. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
3.17. Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Мониторинг представленной информации образовательными учреждениями показал, что в 20-ти дошкольных образовательных организациях все сотрудники, без исключения, создают и поддерживают доброжелательную атмосферу в группе, что способствует установлению доверительных отношений с детьми:
- общаются с детьми дружелюбно, уважительно, вежливо;
- поддерживают доброжелательные отношения между детьми;
- педагоги не прибегают к негативным дисциплинарным методам,
- учитывают потребность детей в поддержке взрослых;
- чутко реагируют на инициативу детей в общении, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности.
Мониторинг образовательной деятельности показал, что педагоги владеют методикой дошкольного образования и воспитания, приемами взаимодействия с детьми, прослеживается личностно-ориентированное взаимодействие с детьми. В образовательных учреждениях созданы условия для индивидуальных и коллективных игр и занятий, активности детей. Это позволяет детям организовывать разные игры и занятия в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих занятий и увлечений. При реализации образовательной программы учтены возможности развития детей каждого возраста:
- развитие индивидуальных особенностей ребенка;
- создание благоприятного для развития ребенка климата в детском саду; оказание своевременной педагогической помощи, как детям, так и их родителям;
- подготовка детей к школе.
Вместе с тем, поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности полностью подтверждается в 18-ти дошкольных организаций (90%).