Итоги проведения XII городской ученической научно-практической конференции
Современное образование определило и апробировало систему по выявлению и сопровождению одаренных детей через совокупность образовательных программ и мероприятий, обеспечивающих развитие и реализацию способностей обучающихся в целях достижения ими выдающихся результатов в избранной сфере деятельности. Одним из таких эффективных форм зарекомендовал формат научно-практических конференций школьников.
Традиционная открытая ученическая конференция нацелена развивать у детей исследовательские навыки, умения применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою творческую деятельность. Муниципальное образовательное пространство создает условия для построения индивидуальных образовательных маршрутов способных и одаренных детей.
В рамках XII городской научно-практической ученической конференции, проводимой под эгидой Года науки и технологий, представлены лучшие исследовательские работы, проекты школьников, которые получили признание не только на муниципальном, но и на региональном и российском уровнях. На этих площадках авторские и коллективные проекты, творческие работы отразили не только культурно-исторические аспекты России в целом, но и научно-технические идеи современности, проблемы нашего города, которые отличаются особой практической значимостью.
На пленарном заседании научно-практической конференции, которое проходило 23 марта 2021 года на базе Гимназии № 10, широкой аудитории были представлены проекты обучающихся, получившие высокую оценку на региональных мероприятиях, проводимых Южным федеральным университетом. Научное руководство и тьюторское сопровождение проектной деятельности осущестляли кандидат пед. наук, доцент Турик Л.А. (ЮФУ), педагоги Терентьева И.В. (МБОУ Гимназия № 10) и Харитонова О.А. (МБОУ казачья СШ № 22).
В этом году заседания секций проводились в заочном формате. В рамках конференции были рассмотрены видеозаписи защиты 52 проектов по четырем направлениям деятельности: «Общественные дисциплины», «Гуманитарное направление», «Естественнонаучное направление и математика», «Техническое творчество».
Экспертные жюри, оценив работы участников НПК, отмечают интересные подходы к изучению проблем, глубокое теоретическое обоснование исследований, логичность построения и изложения материала, лаконичность и доказательность выводов, достоверность представляемых фактов. Большинство работ носит исследовательский характер, наблюдается повышенный интерес к современным научным проблемам; темы докладов актуальны для современной школы. В презентации работ нашли отражение не только теоретические проблемы, но и вопросы, связанные с их практическим применением.
На секции «История и краеведение, «Обществознание, экономика, право» было представлено 12 работ участников. Результатом проекта являются:
-
Черниковой Софьи – «Краеведческий маршрут «Память в камне» военное прошлое города Гуково», 10 класс, МБОУ СШ № 23, руководитель Чуприкова А.Д.;
-
Шилиной Екатерины – «Великие события 20 века», 11 класс, МБОУ СШ № 23, руководитель Чуприкова А.Д.;
-
Мересиди Ивана – «Правовое и организационное обеспечение информационной безопасности России в свете законодательного реформирования», 9 класс, МБОУ СШ № 6, руководитель Захаров С.С.;
-
Катуниной Екатерины – «Влияние соцсетей на подростков»,11 класс, МБОУ «Лицей № 24», руководитель Захарова О.В.;
-
Соболевской Александры, Власовой Елены – «Даря тепло, согреваешься сам», 10 класс, МБОУ СШ № 9, руководитель Гаджиева Э.К.
Активное участие в исследовательской проектной деятельности в рамках работы секции «Русский язык и литература» приняли участие:
-
Ткач Анна, 9 класс, МБОУ ОШ № 3, тема: «Дорогие мои земляки», руководитель Кондря И.Н.;
-
Гурова Валерия, Гаврик Виктория, 11 класс, МБОУ СШ № 6, тема: «Энциклопедия одного слова», руководитель Тютликова О.Е.;
-
Чубаров Владислав, Волошин Максим, 10 класс, МБОУ СШ № 6, тема: «Особенности языка СМИ», руководитель Тютликова О.Е.;
-
Веретнова Анастасия, Лащенова Алина, 10 класс, МБОУ «Лицей № 24», тема: «Анализ заимствованных слов при изучении комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», руководитель Лазарева Г.А.;
-
Колесникова Екатерина, Власова Елизавета, 9 класс, МБОУ «Лицей № 24», тема: «Осмысление проблемы гибели патриархальной семьи в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон», руководитель Лазарева Г.А.
Значительная часть докладов была посвящена актуальным проблемам культуры речи. Почти все они представляли творческие работы, в которых школьники продемонстрировали компетентность в исследовательской деятельности.
Работы учащихся МБОУ «Лицей № 24» представляли собой анализ литературных произведений в рамках современных проблем общества.
Хочется отметить ученицу школы № 3 и её исследовательскую работу «Дорогие мои земляки». Ткач Анна глубоко изучила биографии земляков, их творчество, провела статистическое исследование (опрос), проанализировала полученные данные и сформулировала выводы. Такая работа, направленная на воспитание патриотических чувств, оставит в душе желание познакомиться с творчеством других донских писателей и поэтов.
На секцию «Языкознание и страноведение» представлены 4 проекта, выполненные обучающимися:
- Зайцев Александр, 10 класс, МБОУ СШ № 6, руководитель Мандрыкина О. Г.;
- Лашин Давид, 7 класс, МБОУ казачья СШ №22, руководитель Лашина М. Г.;
- Степанова Анастасия, 10 класс, МБОУ СШ № 15, руководитель Коваль С. А.;
- Богдашова Александра, 10 класс, МБОУ СШ № 15, руководитель Коваль С. А..
Все работы могут быть заявлены как исследование или исследовательский проект.
Авторы грамотно поясняют актуальность выбранной темы, подчёркивают практическую значимость предоставленного в процессе исследования материала. Все работы имеют чёткую структуру, решают поставленные задачи, ясно формулируют выводы.
Следует отметить новизну и научность исследования, представленного в работе Зайцева Александра «Антропонимы в национальной культуре. Происхождение и значение фамилий в русском и английском языках», практическую ценность материала, представленного в проекте Степановой Анастасии «Роль английского языка в развитии бизнеса». Интересные, живые примеры перевода, сравнения и практического применения пословиц и поговорок представлены в работе Богдашовой Александры «Народная мудрость в диалоге культур». Работа, представленная Лашиным Давидом представляет собой исследование молодёжного сленга и подчёркивает актуальность кросс-культурной грамотности, однако, содержит избыток теоретической информации, недостаточность собственных умозаключений автора и небольшие речевые неточности, допущенные при защите.
В целом, все работы заслуживают высокой оценки. Лучшей работой можно считать «Антропонимы в национальной культуре. Происхождение и значение фамилий в русском и английском языках» Зайцева Александра.
На заседание секции по химии были представлены две работы:
-
«Химический состав молока и его воздействие на организм человека», Бирюков Богдан, 11 класс, МБОУ СШ 23, руководитель Аникина Э.Ю.;
-
«Анализ качества водопроводной воды и водоема», Качкин Никита, 9 «А» класс, МБОУ СШ 2, руководитель Пшеничная Л.В.
Обе работы отвечают требованиям, предъявляемым к оформлению и содержанию, имеют практическое значение.
В ходе научно-практической конференции на секции «Биология» и «Экология» было представлено 12 работ участников. Большинство работ имеют реферативный характер. Требованиям к исследовательским проектам отвечают работы:
-
«Исследование экологической обстановки города Гуково», Баронникова Варвара, 9 класс, МБОУ казачья СШ № 22, руководитель Лозовая О.Г;
-
«Мой родной город», Елшина Александра, 10 класс, МБОУ СШ № 6, руководитель Моисеенко Т.П.;
-
«Кошмары во время снов», Загородная Кристина, 11 класс, МБОУ СШ № 23, руководитель Павлова О.В.
На секции «Физика и астрономия» были заслушаны три работы. Из них критериям исследовательской работы соответствуют:
-
«Ракета-путь в космос», Кулешов Андрей, 10 класс, МБОУ СШ № 23, руководитель Семенчатенко Т.В.;
-
«Влияние нaушникoв нa cлух челoвекa», Морковская София, 9 класс, МБОУ ОШ № 3, руководитель Бакунец Т.В – нуждается в разработке рекомендации по использованию наушников.
Для участия в секции «Математика. Информатика» были заявлены работы:
-
«Почему подросткам не интересны шахматы», Андреев Антон, 10 класс, МБОУ СШ № 6, руководитель Байдак Т.А.;
-
«Интернет зависимость», Матрипула Татьяна, 11 класс, МБОУ СШ № 6, руководитель Чернявская Ю.И.;
-
«Знакомство с тригонометрией», Матрипула Татьяна, 11 класс, МБОУ СШ № 6, руководитель Байдак Т.А.;
-
«Загадочное число π», Мунтян Анастасия, 11 класс, МБОУ СШ № 6, руководитель Байдак Т.А.
Стоит отметить актуальность выбранной каждым из участников секции тематики проектов, логичность построения и изложения исследуемого материала. Все ученики достаточно глубоко изучили теоретические основы заявленной темы, провели статистическое исследование (опрос), проанализировали полученные данные и сформулировали выводы.
Андреев Антон на протяжении нескольких месяцев проводил собственный опыт с одноклассниками, предлагая им игру в шахматы.
Матрипула Татьяна в проекте «Знакомство с тригонометрией» предложила собственный ассоциативный способ заучивания тригонометрических формул, в частности синус (косинус) суммы и разности, сумма и разность синусов (косинусов).
Особо впечатлило своей уверенностью и мастерской подачей материала выступление Андреева Антона.
На секции «Техническое творчество» эксперты оценили проектные работы Высоцкого Никиты на тему «Шкатулка – рояль», Иванова Станислава на тему «Светильник» (МБОУ СШ № 15, руководитель: Ястребова И.Н.), Лаврова Мирослава на тему «Гриндер», Миронова Артёма на тему «Светодиодная настольная лампа», Смирнова Данила на тему «Токарный станок», Назмутдинова Егора на тему «Резьба по дереву», Ятина Ильи на тему «Модель катера» (МБОУ СШ № 9, руководитель: Гусева Т.И.), Занина Сергея на тему «Автономная платформа доставки корма на водоёмах» (МБУ ДО СЮТ, руководитель: Новохацкий Ю.Н.).
Эксперты отметили зрелость работ, способность авторов к сотрудничеству и коммуникации, умелому использованию ИКТ, к решению практических задач.
Совместная деятельность педагогов и обучающихся по реализации проектов, обобщила опыт общеобразовательных организаций города через исследовательскую деятельность, а педагоги, которые являются незаменимыми помощниками и наставниками по организации проектирования, способствуют формированию интереса к научной деятельности, развитию интеллектуального творчества детей.
Юные исследователи
Воспитание детей – одна из самых важных направлений деятельности человека. Ведь именно от этого зависит дальнейшее развитие социума в целом. Но как сделать воспитание полноценным?
Одним из способов воспитания ребенка является образование, которое начинается еще в детском саду и заканчивается университетом. Но, самая большая база дается именно в школе. С целью обучить ребенка и «подарить» знания используются не только уроки, различные олимпиады, конкурсы, кружки, но особое внимание уделяется, уже ставшей в нашем городе ежегодной научно-практической конференции обучающихся общеобразовательных школ города.
Ученическая конференция является ценным методом самостоятельной работы школьника. Она предоставляет возможность ученикам не только проявить себя, но и контролировать степень знаний со стороны педагогических работников школы. Целями проведения таких конференций является множество факторов, основными с которых стоит назвать следующие:
- развитие исследовательской деятельности школьников. При проведении конференций все участники обязуются подготовить работу, над которой нужно действительно поработать, то есть, собрать, проанализировать, подготовиться и представить определенное исследование в конкретной области. Такая работа развивает ребенка, заставляя его не только разбираться в выбранном вопросе, но и учиться выбирать необходимую информацию из множества источников, правильно ее анализировать и подавать аудитории. Также, во время конференций ребенок учиться говорить на публику, побеждая свой страх внимания и усовершенствуя риторику;
- поддержка активных учеников и желающих добиться больших успехов. Конференция для школьников часто является отправной точкой и толчком для многих школьников на тропе научных исследований и построения своего будущего. Также, такие события стимулируют более активные действия и амбиции у самих школьников;
- участники научно-практической конференции демонстрацию свои достижения в стенах школы, городских открытых площадках, и за пределами города.
И данный метод самосовершенствования в научно-исследовательской деятельности обучающихся нашего города является наиболее актуальным на сегодняшний день. Об этом говорит и постоянно увеличивающийся количественный показатель участия юных исследователей в научно-практических конференциях.
В марте 2019 года к конференции подготовили свои исследовательские работы 80 участников. Тематика исследований очень разнообразна – от экологических проблем города, влияния окружающих предметов на состояние организма человека, до инновационных методов выполнения математических операций. В данном году, уже существующие направления исследований, добавились исследованиями в области художественно-творческой деятельности.
Пленарное заседание открыли участники конференции, ставшие призёрами регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 2018-2019 учебного года, исследовательские работы которых уже получили заслуженную высокую оценку. Это – Конкина Лидия, ученица 9 класса, МБОУ ОШ № 3, руководитель - Изварина Н. Н., с исследовательской работой «Грипп о ОРВИ, профилактика заболеваний у школьников»; Смирнов Данил, ученик 9 класса, МБОУ СШ № 9, руководитель - Гусева Т. И., исследовательская работа "Токарный станок"; Кочмар Илья, ученик 11 класса, МБОУ СШ № 23 имени В. А. Шеболдаева, руководитель – Кутепова О. А., с исследовательской работой «Радиационный фон терриконов».
В заключении хочется поблагодарить всех участников научно-практической конференции за их труд и сказать, что научные конференции для школьников помогают участникам не только самосовершенствоваться, но и определиться в дальнейшем выборе профессии, который просто на личном опыте поймет, какая тема ему более приятна.
Ведущий методист
отдела образования администрации г. Гуково,
О. В. Шумейко
|